Регистрация лотерей (разрешение на лотерею)

                      НОВОСТИ ПРАКТИКИ:

К сведению:





Сколько стоит регистрация лотереи (разрешение на лотерею)?

Подготовка документов и получение разрешения в ФНС - 80 000 - 200 000 руб., общий срок - 2,5 - 3 мес.:

  • Разработка и оформление документов:

Базовая стоимость:
- бестиражная (простая концепция, одна цена лотбилета/лотставки) - 75 000 руб.
- тиражная (простая концепция, одна цена лотбилета/лотставки, без Суперприза, одна форма выигрышей) - 95 000 руб.

Увеличение стоимости в зависимости от усложнения концепции, призового фонда и технологии проведения:
-
применение в лотерее квитанций или иных документов, терминалов, sms-регистраций, интернет-технологий - + 20 000 руб.;
- наличие переносимого из тиража в тираж Суперприза - + 20 000 руб.;
- наличие разной цены лотбилетов/лотставок - + 20 000 руб.;
- наличие разной формы выигрышей (денежных и вещевых) - + 20 000 руб.

Срок - от 10 раб. дней.

  • Макетирование лотерейного билета (квитанции или иного документа)

Изготовление оригинал-макета в Типографии - 10 000 - 30 000 руб. (оплата Типографии)
Срок - 10 кал. дней.

Сопровождение изготовления оригинал-макета - 10 000 руб.
(структурное и текстовое макетирование, согласование с Типографией до утверждения Клиентом и Типографией)

  • Представительство в ФНС Росии (получение разрешения и регистрация лотереи):

Стоимость - 5 000 руб.
Срок - 2 мес.

  • Консультации:

Стоимость - 5 000 руб./1 усл. час.

Каков порядок оказания услуг по получению разрешения на лотерею (регистрации лотереи)?

Из практики оказания юридических услуг по получению разрешения на проведение лотереи и регистрации лотереи очень часто встают вопросы, с какой стороны подойти Клиенту к заказу, и что все-таки делает исполнитель. Такие вопросы, как, например, что за документы нужны от Клиента, нужно ли указание в уставе на лотерейную деятельность, какую выбрать организацию для целевых отчислений, нужна ли справка об отсутствии задолженности и бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату - вообще не являются определяющими, а лишь само собой разумеющимися.

Во-первых, необходимо определиться, для чего Клиенту нужна лотерея. Здесь следует иметь ввиду, что более половины проводимых лотерей, к сожалению, убыточны. Рентабельность и прибыльность лотереи зависят от многих факторов, как и любой бизнес. И этот вопрос должен быть обращен уже не к юристам, а к экономистам и маркетологам для расчета элементарного бизнес-плана или хотя бы предварительного технико-экономического обоснования. Эти данные, кстати, пригодятся для составления ТЭО в комплекте документов на подачу в ФНС.

Во-вторых, любая лотерея – это, прежде всего, уникальный авторский творческий продукт. Иными словами, игра, у которой есть оригинальные правила участия и розыгрыша выигрышей. Если нет никакой идеи, а необходимо сделать лотерею «абы какую» или «вон на ту похожую», то сразу встает вопрос «а зачем?». В свою очередь, для исполнителя это означает сделать то, не знаю что. Если лотерея нужна для каких-то иных целей, то лучше сразу купить готовую. Проблем с получением разрешения на новую, но неизвестно какую, без ясной концепции возникнут гораздо больше.

В-третьих, макет лотерейного билета (квитанции либо иного документа согласно условиям лотереи), т.е. его внешний вид и содержание информации на нем, неразрывно связаны с правилами участия, розыгрышем призового фонда и условиями получения выигрышей. Поэтому, если нет элементарных правил участия, описанных Клиентом на бумаге, то нет и макета лотерейного билета.

В-четвертых, следует определиться с веб-сайтом организатора, где будут размещаться полные правила участия в лотерее, и со СМИ, в которых будут публиковаться итоги тиражей, если лотерея предполагается тиражной. Если нет самого сайта, то хотя бы с доменным именем и забронировать его. СМИ нужны и для бестиражной лотереи, если в качестве поверенных-распространителей лотерейных билетов организатор лотереи привлекает кредитные организации.

В-пятых, исходя из розыгрыша призового фонда и призовых категорий, определиться с распределением призового фонда по этим призовым категориям в % от выручки от проведения лотереи и наличием либо отсутствием переходящего и накапливающегося суперприза. Никто кроме самого Клиента не сможет этого описать и рассчитать. Никаких установленных законом нормативов для этого нет, кроме того, чтобы весь призовой фонд вместе с суперпризом не был меньше 50 % от выручки от проведения лотереи. Поэтому в данном случае распределять чужие деньги - не дело для юриста, а лишь оформить и зафиксировать такое распределение в необходимом документе.

В-шестых, необходимо определиться с типографией, которая имеет лицензию на изготовление защищенной от подделок печатной продукции и узнать о стоимости и сроках изготовления оригинал-макета лотерейного билета (квитанции либо иного документа согласно условиям лотереи). Лучше сразу определиться и с дополнительными степенями защиты, если такая защита будет не самой минимальной для лотерейных билетов как печатной продукции с защитой уровня «Б». Имеет смысл сразу оговорить с типографией правила идентификации лотерейного билета при предъявлении его к получения выигрыша и особенности экспертизы. Юристу же чем меньше защиты и правил, тем проще описание и меньше работы: всегда можно обойтись общими, ни к чему не обязывающими формулировками. А вот организатору лотереи необходимо понимать, как он защищен от фальсификаций и подделок лотерейных билетов и недобросовестных действий участников.

Если на все вышеперечисленные вопросы у Клиента есть вменяемые, прежде всего для самого себя, ответы, тогда можно обращаться к юристам по получению разрешения на проведение лотереи. По крайней мере, следует понимать, что на все эти вопросы ему придется ответить самому, даже если юрист будет сопровождать консультациями и предоставлять образцы из аналогичных лотерей для ответов. Если ответить ни сейчас, ни потом нет никакой возможности, то лучше сразу забыть о регистрации лотереи.

Какие реквизиты для оплаты госпошлины за выдачу разрешения на проведение лотереи?

С 30 января 2010 г. (по истечении месяца со дня официального опубликования Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ в «Российской газете» № 252 от 29.12.2009 г.) вступила в силу новая редакция ст. 333.33 НК РФ, где для 126 юридически значимых действий предусмотрены введение или новый размер государственной пошлины.

За выдачу разрешения на проведение всероссийских лотерей введена госпошлина и установлен ее размер 6 000 рублей (пп. 113 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Следует сказать, что региональных лотерей законодательная новелла не коснулась. Как и прежде нет никаких нормативов о взимании платы за выдачу разрешения на проведение региональной лотереи.

Текущие реквизиты для оплаты госпошлины за выдачу разрешения на проведение всероссийской лотереи следующие:

Наименование получателя платежа: УФК по г. Москве (МИФНС России по г. Москве);
ИНН налогового органа: 7733506810;
Код ОКАТО: 45286596000;
Номер счета получателя платежа: 40101810800000010041 в От. 1 Моск. ГТУ Банка России г. Москвы 705, БИК 044583001;
Код бюджетной классификации: 18210807200014000110.

До текущего момента возможна оплата не только в безналичном порядке платежным поручением, но и по форме ПД-4 сб (налог) наличными денежными средствами через Сбербанк России. Как будет дальше, пока неизвестно.

Что такое лотерея, ее различие и сходство со стимулирующей лотереей?

Согласно п. 1 ст. 2 Закона о лотереях «лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом».

Далее в Законе о лотереях родовое понятие лотерея по способу формирования призового фонда разделяется на виды: лотерею и стимулирующую лотерею. В лотерее призовой фонд формируется за счет выручки от продажи лотерейных билетов участникам. В стимулирующей лотерее призовой фонд формируется за счет средств организатора стимулирующей лотереи, и участие в ней для участников является бесплатным.

Анализ иных нормативных актов в системе с основным лотерейным законом и практика их применения показывают, что лотерею и стимулирующую лотерею отличает ряд существенных критериев. К слову, сложнее найти сходство, чем различия в их правовой природе, организации и порядке проведения.

Различия

Во-первых, лотерея – это азартная игра и самостоятельный вид экономической деятельности со своим кодом по ОКВЭД – 92.71. Стимулирующая лотерея не является азартной игрой и видом деятельности для организатора, но стимулирующим мероприятием в целях рекламы конкретного товара или услуги. Исключением, когда стимулирующая лотерея может быть основным видом рекламной деятельности, является ее проведение рекламными агентствами в качестве организаторов для своих клиентов.

Во-вторых, сроки проведения, порядок оформления документов, регистрации и получение права на проведение этих видов лотерей совершенно различные. Хорошая сравнительная характеристика лотереи и стимулирующей лотереи по всем основным критериям дана, на наш взгляд, на сайте ИКП «ЛОТЕРЕИ РОССИИ».

Для дополнения этого сравнения по нормативному регулированию стоит отметить некоторые выводы  из практики. Например, что в стимулирующей лотерее в отличие от лотереи нельзя применять термин «лотерейный билет», если не предполагается использовать при проведении стимулирующей лотереи защищенные от подделок уровнем «Б» лотерейные билеты.

Так как печать такой полиграфической продукции сравнительно дорога и долгосрочна, то ее в стимулирующих лотереях организаторы не применяют. Однако в условиях стимулирующих лотерей термин «лотерейный билет» используют, рискуя получить запрет на проведение.

Возможность формирования разного призового фонда в тиражах при проведении тиражным способом стимулирующей лотереи в отличие от тиражной лотереи тоже выработана практикой. Правда, какое-то время разные по выигрышам призовые фонды в тиражах в условиях стимулирующих лотерей являлись мотивом для запрета их проведения при регистрации.

Стоит также отметить в качестве дополнения к различиям, установленным законодательством, еще одно отличие по ответственности перед участниками организатора лотереи и организатора стимулирующей лотереи. При отказе организатора лотереи от проведения лотереи участник вправе требовать от него возмещения реального ущерба. В стимулирующей лотерее применение такой нормы в принципе невозможно, так как участие в ней бесплатное.

Сходства

Лотерея и стимулирующая лотерея, являются играми, основанными на договоре между участником и организатором, где при розыгрыше призового фонда обязательно присутствует принцип случайности при определении выигрышей и/или победителей.

Общими являются способы проведения лотереи и стимулирующей лотереи: бестиражный, тиражный и комбинированный. При этом определение выигрышных лотерейных билетов или иных носителей информации на стадии их изготовления для бестиражного способа и единовременность розыгрыша среди всех участников, зарегистрированных к тиражу, для тиражного способа являются обязательными в обоих видах лотерей.

Для лотереи и стимулирующей лотереи, проводимых тиражным способом, необходимо наличие тиражной комиссии при проведении розыгрыша и размещение результатов тиражей в СМИ в течение 10 дней с момента проведения тиража.

Организатором обоих видов лотерей может быть только юридическое лицо, зарегистрированное и имеющее местонахождение на территории РФ. Ответственность организатора лотереи и стимулирующей лотереи перед участниками за невыплату (невыдачу) выигрышей победителям также одинакова.

Что такое макет лотерейного билета, обязателен ли оригинал-макет его изготовителя?

Макет лотерейного билета представляет собой графическое цветное изображение лотерейного билета и необходим при получении разрешения на проведение лотереи в качестве Приложения № 3 к заявлению о получении такого разрешения. Если формально следовать Закону о лотереях и подзаконным актам, принятым в его развитие, то представление в качестве Приложения № 3 именно оригинал-макета типографии, обладающей лицензией на изготовление и торговлю защищенной от подделок печатной продукцией, не требуется.

Однако при обращении к положению о лицензировании типографий по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции (п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. N 817) и к порядку изготовления лотерейных билетов (абз. 5 п. 2.6 Приложение N 2 к Приказу Министерства финансов РФ от 7 февраля 2003 г. N 14н) мы увидим, что лицензиату (спецтипографии) в целях обеспечения достоверности учета изготовленной защищенной полиграфической продукции запрещается использовать при изготовлении бланков со спецзащитой оригинал-макеты заказчика, а также передавать указанные оригинал-макеты другим изготовителям.

Таким образом, представляя в качестве Приложения № 3 свой оригинал-макет лотерейного билета, а не спецтипографии, организатор не может обеспечить изначально, что именно этот оригинал-макет будет использоваться при изготовлении лотерейного билета. А недостоверность сведений в представленных документах влечет отказ в выдаче разрешения на проведение лотереи в силу п. 2 ч. 4 ст. 6 Закона о лотереях. Из этого вывод, что наличие у организатора при регистрации лотереи в представляемых документах оригинал-макета лотерейного билета, изготовленного спецтипографей, является обязательным.

Оригинал-макет помимо изображения лицевой и оборотной стороны лотерейного билета должен содержать описание обязательных требований к нему и способы защиты лотерейного билета от подделки, а также описание нанесенных на него скрытых надписей, рисунков или знаков. Следует сказать, что на текущий момент типографии не приучены к ужесточившимся требованиям ФНС, не имеют возможности иметь в своем штате квалифицированных юристов по лотереям, и делают так, как считают нужным для себя. Сами же оригинал-макет и его описание внешне и по содержанию после изготовления типографией выглядят зачастую как обыкновенная халтура на скорую руку. Некоторые типографии, понимая, что их оригинал-макет не годится для представления в качестве Приложения № 3 к заявлению на получение разрешения в ФНС, а лишь отражает их реальные технические возможности, делают описание формально на имя заказчика, и «дальнейшая судьба описания их не волнует» (цитата из общения с менеджером одной из московских типографий).

Не редкость, когда типография не имеет в своем штате даже дизайнера, не говоря уже о редакторе или корректоре, и готова разработать лишь оборотную сторону лотерейного билета с текстом от организатора. В этом случае какую-либо картинку на лицевую сторону лотерейного билета придется также искать и предоставлять самому организатору. По состоянию на 30.06.2010 г. на всю Россию согласно Реестру лицензий по изготовлению и торговле защищенной от подделок полиграфической продукцией существуют всего 22 типографии, которые обладают необходимой лицензией для изготовления лотерейных билетов. Почти половина из них массово лотерейными билетами не занимается. Оставшиеся типографии пользуются своим монополизированным положением на рынке и в основном расценивают это как привилегию, а не обязательство.

Какие уровни защиты, технические требования и условия изготовления обязательны для лотерейного билета?


В соответствии с ФЗ «О лотереях», Приложениями №№ 2 и 3 к Приказу Минфина России от 07.02.2003 г. № 14н и Приказом Минфина России от 09.08.2004 № 65н к лотерейным билетам как к особому виду полиграфической продукции защиты уровня «Б» предъявляются следующие обязательные технические требования и условия изготовления:

1. Общие требования, предъявляемые ко всем лотерейным билетам независимо от вида лотереи:

1.1.  печать не менее двумя способами печати;
1.2.  нумерация и серия выполняются высоким способом печати;
1.3. наличие в композиции не менее 3-х  многоцветных гильоширных изображений площадью не менее 70 % лицевой стороны с позитивным и негативным исполнением линий;
1.4. наличие в композиции микротекста;
1.5. наличие наложения двух фоновых сеток с переменным шагом и с ирисовыми раскатами (рекомендуется применение ирисового раската с двойным переходом);
1.6. использование специальных красок, обладающих видимой люминесценцией (кроме голубого света) в ультрафиолетовом излучении, и красок, обладающих визуальными защитными эффектами и/или специальными машиночитаемыми признаками;
1.7. сплошная уникальная нумерация;

2. Особые требования для лотерейных билетов в зависимости от вида лотереи по способу проведения:

Для лотерейных билетов тиражных лотерей
2.1. использование спецбумаги с нанесенным термослоем и поэкземплярная нумерация высокой степени защищенности;
2.2. использование спецбумаги с водяными знаками и спецволокнами (для тиражных лотерей открытого типа, где тираж проводится по номеру (серии) документа, и матричного типа).

Для лотерейных билетов бестиражных лотерей
2.1. наличие оригинального кодирования (для билетов со стираемым слоем);
2.2. использование спецбумаги с химзащитой (для билетов со стираемым слоем);
2.3. использование спецбумаги с водяными знаками и спецволокнами (для билетов конвертного типа).

Для лотерейных билетов комбинированных лотерей
2.1. наличие оригинального кодирования (для билетов со стираемым слоем);
2.2. использование спецбумаги с химзащитой (для билетов со стираемым слоем);
2.3. использование спецбумаги с водяными знаками и спецволокнами (если билет по типу тиражных лотерей открытого типа, где тираж проводится по номеру (серии) документа, и матричного типа).

Организаторам лотерей следует понимать, что не каждая типография, обладающая лицензией на изготовление и торговлю полиграфической продукцией уровня «Б», может технологически обеспечить весь спектр необходимого уровня защиты, не говоря уже о дополнительных пожеланиях заказчика. По большей части, типографию волнует, чтобы макет соответствовал тому, что она сможет потом напечатать, а не требованиям, которые должны быть отражены в оригинал-макете лотерейного билета и его описании для представления документов в ФНС согласно законодательству.

Таким образом, нередки случаи, когда типография изначально не доводит до неинформированного организатора лотереи свои реальные технические возможности и пытается «прогнуть» заказчика под свои условия. Так, например, не имея возможности обеспечить печать на лотерейном билете восьмизначного номера или серии высоким способом, или нанесение штрих-кода, типография может все-равно заключить договор на изготовление оригинал-макета. И лишь потом из уже оплаченного и изготовленного макета организатор сможет узнать, что оказывается серия и штрих-код будут являться «элементом дизайна» на всю серию, напечатаны офсетным способом и не смогут обеспечить свои функции для уникальной идентификации каждого лотерейного билета.

Поэтому организаторам лотерей можно дать практический совет, насторожиться, если при заказе менеджер типографии начинает что-то недоговаривать, просит оплатить услуги, прежде чем подробно обсудить будущий макет, ссылается на якобы уникальность предоставленных образцов от других лотерей, навязывает свои образцы, не предоставляет описание уникальных кодов для выигрышей, а лишь после заказа на печать тиража, навязывает общение исключительно по телефону и по электронной почте, не может мотивированно прокалькулировать стоимость изготовления оригинал-макета с описанием и т.д.

Не лишним для организатора будет напомнить типографии о необходимости предоставления ему памятки для идентификации лотерейного билета. Дежурные ссылки типографии на то, что ей "все потом приносят выигрышные лотерейные билеты на экспертизу" ничем не облегчают участь организатора по заполнению Приложения № 4 к заявлению на получение разрешения "Правила идентификации лотерейного билета при выплате, передаче или предоставлении выигрыша". Лучше сразу уточнить у типографии и стоимость дальнейшей печати лотерейных билетов после получения разрешения на проведение лотереи. Чтобы потом не стало откровением, что оказывается минимальный заказ на печать это не менее 1 млн. лотерейных билетов. Какие-то типографии готовы напечатать тираж и в 1 000 штук, но в этом случае цена за изготовление в расчете на один лотерейный билет увеличится почти в 10 раз.

Представляется, что если организатор лотереи не собирается прибегать к недобросовестным способам дублирования лотерейных билетов по сговору с типографией, то алгоритм общения с ней лучше изначально выстроить в виде заказчик и исполнитель, который в силу обладания специальной лицензией и монополизированным положением на рынке обязан удовлетворить законные пожелания заказчика и обеспечить надлежащее исполнение своей публичной оферты. Запросы предоставлять типографии в письменном виде под расписку о получении. Миф о том, что надо якобы "дружить с типографией", чтобы она не изготовила недобросовестно дополнительные выигрышные лотерейные билеты, лучше сразу забыть. Он не актуален ни по технологии и контролю над изготовлением, ни по дальнейшей реализации подобного мошенничества, так как слишком затратен и не гарантирован по результату для третьих лиц в типографии. А "дружеские отношения" никогда не были гарантией отсутствия недобросовестности. 

В случае откровенного хамства менеджера типографии, навязывания позиции одолжения с его стороны, узнавать его фамилию и должность, ФИО руководителя, и немедленно писать жалобу в ФНС и ФАС по проверке соблюдения типографией лицензионных требований, неисполнению ею своих обязанностей обладателя специальной лицензией и злоупотреблению правами монополии на рынке подобных услуг. Как показывает практика, это порой единственный из реально действенных методов. В противном случае, можно потерять время, нервы и деньги. И если деньги типография, как правило, возвращает, то время и деньги будут точно потеряны навсегда. Лучшим же способом, представляется, доверить общение с типографией и сопровождение изготовления оригинал-макета лотерейного билета юристам, разрабатывающим документы для подачи в ФНС.

В каких случаях и как вносятся изменения в условия уже зарегистрированной лотереи?

После регистрации лотереи внесение изменений в условия лотереи возможно лишь в случаях, если корректировке подвергаются следующие разделы условий:

- Наименование лотереи (разд. 1 условий);
- Цели проведения лотереи (разд. 3 условий);
- Наименование организатора лотереи с указанием его реквизитов (разд. 4 условий);
- Описание концепции лотереи (разд. 7 условий);
- Порядок изготовления и реализации лотерейных билетов (разд. 12 условий);
- Цена лотерейных билетов (разд. 13 условий);
- Денежный эквивалент выигрышей в натуре (разд. 14 условий).

Если изменения или дополнения вносятся в иные разделы условий лотереи, то необходимо получать новое разрешение на проведение лотереи. 

Изменения в условия проведения лотереи подлежат согласованию в ФНС и регистрации в ГРВЛ. Следует учесть, что гиперструктура текста условий конкретной лотереи по смыслу и содержанию может не позволить внести корректировки в разделы условий без противоречия другим разделам, по которым изменения запрещены. В этом случае в согласовании изменений в условия проведения лотереи будет отказано.

Может ли организатор лотереи применять упрощенную систему налогообложения?

С мохнатого 2005 г. и по сей день (когда даже 244-й Закон по организации и проведению азартных игр с 2006 г. исключил из своей сферы влияния лотереи) мытари продолжают считать, что организаторы лотерей относятся к субъектам игорного бизнеса и не имеют право применять упрощенную систему налогообложения. При этом, признавая отсутствие объекта налогообложения при проведении лотерей аналогичного игорному и специального законодательства в сфере игорного бизнеса, подкрепляют свои доводы весьма сомнительной и расплывчатой логикой, манипулируя как основанием кодами статистики(!):

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 30 ноября 2005 г. N 22-1-11/2178

ОБ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Федеральная налоговая служба сообщает.
Согласно подпункту 9 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, занимающиеся игорным бизнесом.
В соответствии со статьей 364 Кодекса под игорным бизнесом понимается предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями и индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ, услуг.

(КонсультантПлюс: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: перечень объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес приведен в пункте 1 статьи 366, а не в пункте 1 статьи 364.)

При этом пунктом 1 статьи 364 Кодекса установлено, что объектами игорного бизнеса, подлежащими налогообложению в соответствии с главой 29 Кодекса, являются игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализатора и кассы букмекерской конторы.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон N 138-ФЗ) лотерея - это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона N 138-ФЗ выигрыш - это часть призового фонда лотереи, определяемая согласно условиям лотереи, выплачиваемая в денежной форме участнику лотереи, передаваемая (в натуре) в собственность или предоставляемая участнику лотереи, признанному выигравшим в соответствии с условиями лотереи.
Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.
Деятельность по организации и проведению лотерей, включая продажу лотерейных билетов, согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД), утвержденному Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, классифицируется как "Деятельность по организации азартных игр" (код группы 92.71).
При этом, учитывая, что при осуществлении предпринимательской деятельности по организации и проведению лотерей отсутствуют объекты налогообложения налогом на игорный бизнес, предусмотренные в статье 366 Кодекса, налогообложение предпринимательской деятельности по организации и проведению лотерей главой 29 Кодекса не регулируется.
Согласно пункту 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
В настоящее время отсутствует специальное законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. При этом понятие игорного бизнеса приведено в главе 29 Кодекса.
Учитывая, что деятельность по организации и проведению лотерей подпадает под понятие игорного бизнеса, определенное статьей 364 Кодекса, то организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся данным видом предпринимательской деятельности, на основании подпункта 9 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса не вправе применять упрощенную систему налогообложения в соответствии с главой 26.2 Кодекса.
Таким образом, налогообложение указанного вида предпринимательской деятельности должно производиться в общеустановленном порядке.


И.Ф.ГОЛИКОВ

Мнение Минфина России более развернутое. Если в вопросе запрета применения УСН для организаторов лотерей он солидарен с мнением ФНС России, то за распространителями лотерей и организаторами стимулирующих лотерей такое право им признается:

Вопрос: Вправе ли организация при осуществлении бестиражной и (или) стимулирующей лотерей, а также при оказании услуг по реализации (распространению) лотерейных билетов применять УСН?

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 24 декабря 2008 г. N 03-11-05/308

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о возможности применения упрощенной системы налогообложения организацией, занимающейся бестиражной лотереей и оказывающей услуги по реализации (распространению) лотерейных билетов, а также занимающейся стимулирующей лотереей, и сообщает следующее.
Подпункт 9 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусматривает, что не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, занимающиеся игорным бизнесом.
Под игорным бизнесом понимается предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями и индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ, услуг (ст. 364 Кодекса).
Деятельность по организации лотерей, предполагающая продажу лотерейных билетов, согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 (далее - ОКВЭД), утвержденному Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, классифицируется по коду группы 92.71 "Деятельность по организации азартных игр".
Таким образом, деятельность по организации лотерей относится к деятельности в сфере игорного бизнеса.
Поэтому организация, осуществляющая деятельность по организации лотерей, в том числе бестиражных, не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
В том случае, если организация распространяет лотерейные билеты, оказывая посреднические услуги по их реализации, то такая деятельность не относится к сфере игорного бизнеса и, соответственно, организация может применять упрощенную систему налогообложения при условии соблюдения норм, предусмотренных ст. ст. 346.12 и 346.13 Кодекса.
Что касается вопроса о применении упрощенной системы налогообложения организацией, занимающейся стимулирующей лотереей, то в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон N 138-ФЗ) под лотереей понимается игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Подпунктом 2 п. 3 ст. 3 Закона N 138-ФЗ предусмотрено, что лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи, является стимулирующей лотереей.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" в целях данного Федерального закона под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Таким образом, услуга, связанная с проведением стимулирующей лотереи, организованной с целью привлечения внимания к объекту рекламирования и адресованной неопределенному кругу лиц, по нашему мнению, может рассматриваться как рекламная услуга.
Учитывая изложенное, организация, занимающаяся проведением стимулирующих лотерей, вправе применять упрощенную систему налогообложения.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

Доклад "Лотерейный билет в БИНГО: от макета до печати" на Семинаре "БИНГО возвращается!"

30 июня 2011 г. в г. Москве в 11:00 в гостинице «Корстон» состоится Семинар «Бинго возвращается. Условия работы на российском рынке». В рамках Семинара выступит управляющий ЮФ "БИЗНЕС и ЗАКОН" Баранов В.В. с докладом "Лотерейный билет в БИНГО: от макета до печати". Приглашаем заинтересованных лиц стать слушателями этого доклада. Ознакомиться с программой Семинара и зарегистрироваться для участия в нем Вы можете на сайте www.rgweek.ru.

План-анонс доклада "Лотерейный билет в БИНГО: от макета до печати" 

1. Лотерейный билет или квитанция:
- Что надо и лучше использовать в БИНГО.

2. Обязательные реквизиты, элементы и способы защиты лотерейного билета:
- Минимальные и обязательные реквизиты для лотерейных билетов в БИНГО, ненужные элементы и способы защиты.

3. Организатор и спецтипография:
- Актуальные вопросы взаимодействия.


4. Новые требования лотерейного рынка к спецтипографиям:

- Новые требования к спецтипографиям с учетом клубной системы проведения БИНГО.


5. Чей макет необходим:

- Обязателен ли макет лотерейного билета спецтипографии при получении разрешения на проведение лотереи типа БИНГО.


6. Технические возможности спецтипографий:

- Сколько всего спецтипографий в России и какие из них печатают лотерейные билеты для БИНГО.


7. Печать лотерейных билетов:
- Тираж, сроки и стоимость.


8. Правовая природа лотерейного билета:

- Что такое лотерейный билет - товар, договор на участие в лотерее или бланк строгой отчетности.


9. Кто и что печатает в итоге:

- Может ли организатор самостоятельно впечатывать какие-либо реквизиты в лотерейный билет.


10. Доверяй, но проверяй:

- Стоит ли полностью полагаться на мнение и профессионализм спецтипографий.


11. Ответы на вопросы слушателей, примеры из практики.

Готовые негосударственные лотереи

Разрешение на проведение лотереи, 

статус продажи

 

Номер и дата регистрации
в ГРВЛ

Наименование лотереи

Организатор

Способ и особенности проведения

Срок проведения

ПРОДАНА

Н200Б/000950ФНС от 02.03.2011 г.

Всероссийская негосударственная бестиражная лотерея «ИМПЕРИАЛ»

ООО «Империал»

Бестиражная с 5-ю номиналами цен лотерейных билетов и 68-ю номиналами выигрышей, возможностью использования квитанций, а также идентификацией лотерейных билетов на наличие/отсутствие выигрышей на специализированных терминалах 

01.03.11 –01.03.16  

В НИЛИЧИИ

Н200Т/000981ФНС от 03.08.2011 г.

Всероссийская негосударственная тиражная лотерея «МЕГАШАНС»

ООО «ЛанаГрупп»

Тиражная ежедневными тиражами с использованием лототрона и суперпризом 3-х категорий (типа БИНГО, Русское Лото), Организатор может самостоятельно генерировать и впечатывать Игровые комбинации, номера, даты и места проведения тиражей в бланки Лотерейных билетов

03.08.11 - 03.08.16  

ПРОДАНА

Н200Б/000985ФНС
от 16.09.2011 г.

Всероссийская негосударственная бестиражная лотерея «СПРИНТ-ЛОТО»

ООО «Стратегия»

Бестиражная с 11-ю номиналами денежных выигрышей

5 лет с даты получения разрешения на проведение лотереи

Последние разработанные и зарегистрированные лотереи

Разрешение
на проведение лотереи
Номер
в
ГРВЛ и дата регистрации
Наименование
лотереи
Организатор/Оператор Способ и особенности проведения Срок проведения

Н200Т/000981
от 03.08.2011 г.
Всероссийская негосударственная тиражная
лотерея «МЕГАШАНС"
ООО «ЛанаГрупп" Тиражная ежедневными тиражами с использованием лототрона и суперпризом 3-х категорий (типа БИНГО, Русское Лото), организатор может самостоятельно генерировать и впечатывать игровые комбинации, номера, даты и места проведения тиражей в бланки лотерейных билетов


03.08.11 - 03.08.16  
Н200Б/000950ФНС 
от 02.03.2011 г.

Всероссийская негосударственная бестиражная
лотерея "Империал"

ООО "Империал" Бестиражная с 5-ю номиналами цен лотерейных билетов и 68-ю номиналами выигрышей, возможностью использования квитанций, а также идентификацией лотерейных билетов на наличие/отсутствие выигрыша на специализированных терминалах
01.03.11 – 01.03.16   
разрешение на проведение лотереи

Н200Б/000913ФНС от 14.10.2010 г. 

Всероссийская негосударственная бестиражная лотерея «Удача»

ООО "Удача"
Бестиражная с 7-ю номиналами денежных выигрышей
макет лотереи Удача
14.10.10 – 14.10.15   
разрешение на проведение лотереи

Н200Т/000912ФНС от 14.10.2010 г. 

Всероссийская негосударственная тиражная лотерея «ВИТЯЗЬ»

ООО "ВИТЯЗЬ"
Тиражная ежедневными тиражами с использованием лототрона и суперпризом 3-х категорий 
(по типу Бинго, Русское Лото)
макет лотереи Витязь
14.10.10 – 14.10.15   
разрешение на проведение лотереи

Н200Б/000911ФНС от 14.10.2010 г. 

Всероссийская негосударственная бестиражная лотерея «Фруктомания»

ООО "Эффектум"
Бестиражная с 18-ю номиналами денежных выигрышей 

14.10.10 – 14.10.15   

разрешение на проведение лотереи*

Н200Т/000847ФНС от 21.05.10

"Волшебное Лото"

ООО "Группа Волшебный Континент Развлечений"
Тиражная, ежедневными тиражами, с использованием лототрона для розыгрыша призового фонда, с лотерейными ставками вместо цены лотерейного билета и оформлением участия квитанциями вместо
 лотерейных билетов.
квитанция о регистрации лотерейной ставки
21.05.10 – 20.05.15