« назад

Сосед соседу - товарищ? 14.07.2005 – Притчина Е.М., Чернобровкина С.И.

В соответствии с Указом Президента РФ от 28 апреля 1997 г. № 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" проводится реформа жилищно-коммунального хозяйства.

Развитие самоуправления граждан в сфере ЖКХ является важным направлением реформы, реализация которого включает оформление прав граждан и иных собственников жилья на недвижимое имущество, входящее в состав жилого комплекса. Город Москва оказывает содействие в организации объединений собственников и регистрации прав на указанное недвижимое имущество.

Как показывает опыт, многие домовладельцы опасаются формирования кондоминиума в своем доме, поскольку полагают, что формирование кондоминиума подразумевает неизбежное создание и увеличение размера оплаты жилищно-коммунальных услуг.
Существует также и иная проблема: порой собственники без формирования и регистрации кондоминиума создают ТСЖ, не понимая его исключительной правоспособности - управление кондоминиумом, лишь с целью организации, например, спортивной площадки во дворе, иного благоустройства двора и подъездов или организации стоянки автомобилей.

1. Государственная регистрация.
Права на недвижимое имущество подлежат регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В соответствии со ст. 23 регистрации подлежит не сам кондоминиум как имущественный комплекс, а лишь права на недвижимое имущество в нем. Однако в ст. 14 ФЗ "О товариществах собственников жилья" закреплено, что регистрироваться должен, в том числе, и сам кондоминиум.

Вышеуказанная коллизия законодательства приводит к проблемам в связи с оформлением домовладельцами прав на общее имущество, входящее в состав кондоминиума.

Однако поскольку в состав кондоминиума входит как личное имущество домовладельцев (квартиры), так и общее имущество, принадлежащее последним на праве общей долевой собственности, то зарегистрировать права на кондоминиум как единый объект, в котором имущество принадлежит разным собственникам, не представляется возможным. В ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрен возможный вариант оформления прав собственников на имущество, входящее в состав кондоминиума: регистрация права каждого отдельного домовладельца на жилое или нежилое помещение в кондоминиумах, которое одновременно является регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество (ст. 23).

В городе Москва кондоминиумы формируются в рамках Комплексной городской программы формирования кондоминиумов и создания условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья, утвержденной Постановлением Правительства Москвы от 29 августа 2000 г. № 690, которая осуществляется с целью обеспечения прав и интересов всех собственников жилья на общее имущество и управление им, так как в соответствии со ст. ст. 289, 290 ГК РФ в многоквартирных жилых домах домовладельцам, наряду с правом собственности на квартиру, принадлежит доля в праве собственности на общее имущество дома.

Следует также иметь в виду, что согласно п. 9 указанного Постановления Правительства Москвы кондоминиум в настоящее время выступает как единый объект недвижимого имущества лишь в целях технического учета, проводимого государственными органами технической инвентаризации.

Согласно Постановлению Правительства Москвы от 18 марта 2003 г. № 157-ПП все работы по формированию кондоминиумов проводятся за счет бюджета города, жители не несут никаких дополнительных расходов (финансирование предусмотрено за счет целевых бюджетных фондов развития территорий).

Перечни домов на формирование кондоминиумов утверждаются ежегодно префектами административных округов по представлению Управ районов. Для включения дома в Программу товариществу необходимо направить в Управу района соответствующую заявку. Регистрацию сформированных в рамках Программы кондоминиумов также осуществляют Управы районов.
В Центральном административном округе, например, концептуально изменена политика организации ТСЖ и кондоминиумов. Так, Распоряжением Префекта ЦАО "О мерах по упорядочению работы по развитию самоуправления граждан в жилищной сфере на территории Центрального административного округа г. Москвы" разграничены полномочия между территориальными органами управления, местного самоуправления, городскими организациями и их территориальными подразделениями в вопросах создания ТСЖ и кондоминиумов.

2. Последовательность действий при создании ТСЖ и кондоминиума.
На практике часто возникает вопрос: какова последовательность действий - организация ТСЖ и дальнейшая регистрация кондоминиума или регистрация кондоминиума и последующая регистрация ТСЖ для его управления?

ТСЖ при наличии сформированного кондоминиума может быть создано в соответствии с ФЗ "О товариществах собственников жилья". В случае если кондоминиум в доме не сформирован, ТСЖ может быть создано согласно ст. 291 ГК РФ.

Порядок создания и деятельности ТСЖ в домах, где кондоминиумы сформированы, и в домах, где кондоминиумы не сформированы или только формируются, регулируется нормами ФЗ "О товариществах собственников жилья". ТСЖ вправе участвовать в процессе формирования и регистрации кондоминиумов.

Исходя из сложившейся практики, кондоминиум создается на основе дома, в котором более половины квартир находятся в частной собственности. В домах, в которых есть и частное, и муниципальное жильё, всех жителей муниципальных квартир в ТСЖ представляет государство в лице соответствующего местного органа. Поэтому, если у государства больше 50% голосов на общем собрании товарищества, то такая ситуация не отличается от той, когда государственный орган самостоятельно управляет обслуживанием дома.
Работа по формированию кондоминиума заключается в подготовке и утверждении технической документации на домовладение, определении доли каждого домовладельца на общее имущество, включая земельный участок. Это позволяет произвести предварительную разработку бизнес-плана и просчитать экономику управления кондоминиумом. На данном этапе можно определить, сколько придется затратить на содержание дома и участка, а также затраты самих жителей.

3. Земля.
Ключевым вопросом создания ТСЖ является проблема урегулирования земельных отношений. Земельный участок может являться общим имуществом домовладельцев, если он находится в собственности ТСЖ (общей совместной собственности домовладельцев), и право собственности на него зарегистрировано надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона города Москвы от 14 мая 2003 г. № 27 "О землепользовании и застройке в городе Москве" земельные участки в существующей застройке, занимаемые недвижимым имуществом, вошедшим в состав кондоминиума, бесплатно передаются в общую долевую собственность домовладельцев.

Эта норма соответствует ФЗ "О товариществах собственников жилья". В ст. 7 закрепляется, что земельный участок относится к общему имуществу в кондоминиуме, на которое у домовладельцев имеется право общей долевой собственности.
Однако следует отметить, что согласно указанному закону бесплатно в собственность такой земельный участок передается только одной организационно-правовой форме - товариществу собственников жилья.

Если доли собственников в земельном участке не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех домовладельцев, они считаются равными.

Таким образом, домовладелец на основании ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" имеет возможность зарегистрировать право собственности на часть земельного участка, входящего в состав кондоминиума.

Однако на практике при регистрации прав на землю домовладельцы сталкиваются с определенными трудностями, которые связаны с установлением их долей.

Согласно ст. 9 ФЗ "О товариществах собственников жилья" доля каждого домовладельца в праве общей собственности на общее имущество в кондоминиуме пропорциональна доле принадлежащих ему помещений в кондоминиуме, измеренных в метрах квадратных площади.

По смыслу закона эта величина будет высчитываться исходя из общей жилой площади, принадлежащей собственнику квартиры.
Определение доли каждого домовладельца в общем имуществе и возможность регистрации прав на данное недвижимое имущество необходимы, в том числе и для реализации собственником предоставленного ему законодателем права на раздел имущества, находящегося в долевой собственности, и на выдел из него доли (ст. 252 ГК РФ).

Особенно важным это становится при переходе права собственности на квартиру, входящую в состав кондоминиума, поскольку только одновременно с ее отчуждением домовладелец вправе передавать права и на свою долю в общем имуществе (ч. 2 ст. 290 ГК РФ). Тот же вывод вытекает и из содержания норм ч. 3 ст. 8 и ч. 2 ст. 9 указанного Федерального закона, согласно которым общее имущество в кондоминиуме, куда входит и земельная доля, не подлежит отчуждению отдельно от права собственности домовладельцев на помещения в кондоминиуме.

В соответствии с ГК РФ переход права собственности на долю в общем имуществе, входящем в состав кондоминиума, возможен как путем выдела указанной доли в натуре, так и без такового (ст. 252).

Исходя из анализа ч. 1 ст.12 закона города Москвы "О землепользовании и застройке в городе Москве" выдел земельной доли может быть произведен только из земельного участка, который не является неделимым. К последним, в основном относятся земельные участки, границы которых определяются самим многоквартирным домом.

Соответственно, в случае если в кондоминиум входит придомовая территория и она в соответствии с Законом города Москвы от 9 октября 1994 г. № 19-87 "О перечне объектов общего пользования в жилых зданиях, являющихся общим имуществом собственников помещений" представляет собой земельный участок, на котором расположен дом, а также участок, примыкающий к дому, с непосредственным выходом на него, то выдел земельной доли в натуре в установленном законодательством порядке становится вполне реальным. Механизм определения земельной доли содержится в ч. 4 ст. 10 ФЗ "О товариществах собственников жилья". Размер земельной доли каждого домовладельца в кондоминиуме устанавливается путем умножения площади помещения на удельный показатель земельной доли для зданий разной этажности.

В Законе города Москвы от 16 апреля 1997 г. № 8-28 "О правах товарищества собственников жилья по управлению и использованию объектов нежилого фонда в кондоминиуме" закреплено преимущественное право указанных организаций на приобретение в собственность на льготных условиях свободных от обязательств объектов нежилого фонда в кондоминиуме, являющихся собственностью города Москвы.

Однако при применении указанной нормы возникают коллизии, поскольку Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" устанавливает равенство покупателей государственного имущества (ст. 2) и предусматривает продажу объектов нежилого фонда в кондоминиуме только посредством аукциона, публичного предложения или без объявления цены.

4. Особенности ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности ТСЖ.
Порядок ведения бухгалтерского учета в ТСЖ в настоящее время обделен вниманием финансовых органов, в связи с чем, бухгалтеру ТСЖ придется ориентироваться на старые инструкции с учетом изменений действующего законодательства.

Основным методологическим документом для ТСЖ являются Рекомендации по организации финансового и бухгалтерского учета для товариществ собственников жилья, утвержденные Приказом Госстроя РФ от 14 июля 1997 г. № 17-45 (далее - Рекомендации), одобренные письмом Министерства финансов Российской Федерации от 14 апреля 1997 г. № 16-00-16-74.

В целях осуществления бухгалтерского учета ТСЖ может самостоятельно формировать рабочий план счетов и приспосабливать отдельные межотраслевые регистры бухгалтерского учета при соблюдении:
- единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;
- сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основе первичных учетных документов;
- накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью ТСЖ, а также для составления бухгалтерской отчетности.

Рекомендации также указывают, что важной особенностью осуществления учета в товариществах собственников жилья является осуществление финансового планирования, которое позволяет рассчитать размер целевых взносов домовладельцев, определить поквартально (помесячно) движение денежных средств. Там же изложены основы бюджетирования ТСЖ, которые будут полезны при составлении Сметы доходов и расходов - главного элемента финансового планирования ТСЖ.

Анализируя положения Рекомендаций, а также, учитывая правовой статус ТСЖ и основную цель создания, при построении схемы ведения бухгалтерского учета необходимо учитывать методологические и нормативные акты, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в некоммерческих организациях и организаций жилищно-коммунальной сферы.
В том случае, если доходные статьи ТСЖ частично формируются за счет бюджетного финансирования, то учет поступлений и целевого использования этих средств необходимо осуществлять по правилам бухгалтерского учета бюджетных средств.

Особенности, связанные с правовым статусом ТСЖ.
В соответствии с Приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" некоммерческие организации могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств, Приложение к бухгалтерскому балансу при отсутствии соответствующих данных, в то же время некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использовании полученных средств1. При принятии формы Бухгалтерского баланса (форма № 1) в разделе "Капитал и резервы" вместо групп статей "Уставный капитал", "Резервный капитал" и "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" некоммерческая организация включает группу статей "Целевое финансирование"2.

Особенности, связанные с целью создания ТСЖ
Порядок отражения в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве установлен письмом Министерства финансов РФ от 29 октября 1993 № 118 "Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве".
При государственной регистрации товарищества необходимо обратить внимание на то, чтобы Товариществу были правильно присвоены коды Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), поскольку в соответствии с налоговым законодательством существуют особенности ведения бухгалтерского учета в различных отраслях хозяйства. Для использования правил бухгалтерского учета, принятых в жилищно-коммунальном хозяйстве необходимо, чтобы товариществу основным видом деятельности ТСЖ являлась эксплуатация жилого фонда (например, код 70.32.1 "Управление эксплуатацией жилого фонда").

5. Особенности налогообложения ТСЖ
3.1. Налог на имущество
Товарищества собственников жилья освобождены от уплаты налога на имущество на территории города Москвы в соответствии с п. 11 ст. 4 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций", в котором сказано, что объединения собственников жилья, действующие в соответствии с Федеральным законом от 15 июня 1996 года N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" освобождаются от налогообложения.

В связи с введением Жилищного кодекса указанный Федеральный закон прекращает свое действие, а значит, если следовать букве закона, до внесения соответствующих изменений в статью Закона г. Москвы льгота ТСЖ применяться не должна, так как теперь они действуют в соответствии с Жилищным кодексом. По нашему мнению не стоит трактовать норму статьи Закон г. Москвы формально, а нужно следовать духу закона и до приведения местного законодательства в соответствии с Жилищным кодексом применять льготу. Однако как посмотрят на это налоговики предсказать трудно.

3.2. Налог на землю
С 1 января 2005 года вступила в силу Глава 31 Налогового кодекса "Налог на землю", до принятия представительными органами муниципальных образований нормативных правовых актов о введении с 1 января 2005 года в соответствии с указанной главой земельного налога на территориях соответствующих муниципальных образований применяется Закон Российской Федерации от 11 октября 1991 г. N 1738-I "О плате за землю" (далее - Закон "О плате за землю").

Согласно п. 26 Инструкции МНС России "По применению Закона Российской Федерации о плате за землю" от 21.02.2000 г. № 56 до выдачи свидетельства на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, пользования земельными участками членам жилищно-строительных, дачно-строительных и гаражно-строительных кооперативов, садоводческих, огороднических и животноводческих товариществ налогоплательщиками земельного налога являются кооперативы и товарищества, которые представляют налоговые декларации по земельному налогу в налоговые органы того административного района, на территории которого находятся земельные участки указанных кооперативов и товариществ (за исключением членов кооперативов и товариществ, получивших такие свидетельства).

Аналогичный порядок рекомендован специалистами и в отношении ТСЖ. Таким образом, Правление ТСЖ организует сбор необходимых денежных средств с членов товарищества пропорционально доли занимаемой ими площади, за исключением площадей, приходящихся на граждан и юридических лиц, которым предоставлены льготы по земельному налогу в соответствии с Законом "О плате за землю", предоставляет соответствующую декларацию в налоговые органы и производит уплату налога на землю.

Следовательно, после получения членами товариществ свидетельства на право собственности на землю под жильем исчисление земельного налога будет производиться каждому из них налоговыми органами. Юридические лица при этом могут продолжать уплачивать земельный налог в общеустановленном порядке. За земли коллективного пользования земельный налог уплачивает Правление ТСЖ за счет сбора средств у отдельных плательщиков.

3.3. Единый социальный налог (ЕСН)
Выплата вознаграждений работникам, выполняющим работы (услуги) для ТСЖ производится за счет членских взносов. Согласно пп .8 п. 1 ст. 238 НК РФ суммы, выплачиваемые физическим лицам за счет членских взносов, не подлежат обложению ЕСН. Изначально Минфин России в своих Письмах (от 21 февраля 2002 г. № 04-04-04/25 и от 18 апреля 2002 г. № 04-03-01/48) отказывал ТСЖ в применении льготы, но судебная практика, причем в высших судебных инстанциях (Постановление Президиума ВАС РФ от 15 апреля 2003 г. № 19/03), сформировалась не в пользу контролирующих органов, суд подтвердил право ТСЖ использовать законно установленную льготу.
Однако фискалы настояли на своем, Федеральным законом от 20 июля 2004 г. № 70-ФЗ "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" пп. 8 п. 1 ст. 238 НК РФ признан утратившим силу, таким образом, с 1 января 2005 г. ТСЖ начисляют и уплачивают ЕСН.

3.4. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
При выплате вознаграждений физическим лицам ТСЖ в общем порядке удерживает и перечисляет в бюджет НДФЛ, а, значит, обязано вести учет доходов физических лиц и ежегодно представлять информацию в налоговые органы по утвержденным формам.

3.5. Взносы в ФСС
В соответствии с п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. № 184, страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) обслуживающего персонала и членов правления товарищества собственников жилья.

3.5. Налог на прибыль
В соответствии с п. 2 ст. 250 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним в частности относятся целевые поступления (взносы) на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
При ведении деятельности необходимо учитывать, что доходы, получаемые ТСЖ от ведения хозяйственной деятельности, подлежат налогообложению в обычном порядке.

Казалось бы, ТСЖ не преследует цели получения прибыли и те взносы, которые поступает от его членов, направляются на осуществление централизованного управления собственностью, о каких налогах на доходы может идти речь? Но, к сожалению, встречаются разъяснения налоговых работников о том, что обязательные платежи на содержание и ремонт общего имущества при поступлении в ТСЖ подлежат обложению налогом на прибыль.

Позиция налоговиков строится на основе анализа положений Федерального закона от 15 июня 1996 г. N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" и сводится к следующему: средства, поступившие от членов товарищества собственников жилья в оплату стоимости содержания жилого фонда, не относятся к членским взносам, поступающим некоммерческим организациям, и, следовательно, являются доходом, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
В то же время департамент налоговой политики Минфина РФ расшифровывает понятие "ведение уставной деятельности" как направление целевых средств на осуществление целей, предусмотренных в уставе некоммерческой организации3. Таким образом, при составлении учредительных документов ТСЖ необходимо учитывать, что разделы Устава, определяющие цели и задачи ТСЖ, а также порядок внесения взносов и формирование фондов могут иметь принципиальное значение при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

По нашему мнению, более логична следующая позиция. Если ТСЖ самостоятельно оказывает услугу (работы) по техническому обслуживанию управляемого имущества, то средства, полученные в счет оплаты за такие услуги (работы) средства будут являться доходом ТСЖ и подлежат налогообложению. Если же ТСЖ выступает только в качестве агента жильцов и ограничивается сбором и перечислением оплаты сторонним организациям (что предусмотрено учредительными документами товарищества), такие суммы доходов ТСЖ не являются и при расчете налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются.

3.7. Налог на добавленную стоимость (НДС)
До 01.01.2004 года операции по реализации на территории Российской Федерации услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых за счет целевых расходов в домах жилищно-строительных кооперативов (ЖСК) были освобождены от НДС.
В настоящее время товарищества собственников жилья при осуществлении ими операций, признаваемых объектом налогообложения по НДС, будут признаваться плательщиками налога на добавленную стоимость.

Случаи, при которых не возникает объекта обложения налогом на добавленную стоимость можно пересчитать по пальцам:

1. В случае передачи ТСЖ в качестве добровольных безвозмездных взносов основных средств и товарно-материальных ценностей при условии, если передаваемое имущество не будет использоваться для предпринимательской деятельности, так как в соответствии с п. 3 ст. 39 НК РФ передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью не признается реализацией товаров, работ или услуг.

2. От уплаты НДС согласно п. 10 ст. 145 НК РФ также освобождаются услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности в случае, если данные услуги оказываются собственниками жилых помещений или управомоченными ими лицами (наймодателями) гражданам (нанимателям) по договору найма жилого помещения.

3.8. Возможности налоговой оптимизации ТСЖ
В целях минимизации налога на прибыль рекомендуется вывести деятельность по оказанию услуг (выполнению работ) в отдельное юридическое лицо, которое может быть переведено на упрощенную систему налогообложения. ТСЖ заключает Договор с такой специализированной организацией как с подрядчиком и фактически исполняет функции по переводу полученных от членов ТСЖ средств на счет организации. Таким образом, средства проходят через ТСЖ без налоговой нагрузки, а у специализированной организации облагаются минимальной ставкой единого налога.

Подобным образом может быть минимизирован и налог на добавленную стоимость, так как лица, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, налогоплательщиками по данному виду налога также не являются.

В том случае, если работники ТСЖ будут приняты в штат такой специализированной организации, то также решается вопрос о минимизации единого социального налога и отчислений в ФСС от фонда оплаты труда, так как при применении упрощенной системы налогообложения ЕСН в полном размере не начисляется, производится уплата только в Пенсионный фонд РФ.

3.9. Применение контрольно-кассовой техники
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Таким образом, решая вопрос о необходимости применения ТСЖ контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) при приеме наличных денежных средств от жильцов и собственников помещений, нужно смотреть на целевое назначение поступающих средств.

Для избежания штрафных санкций принимать наличные денежные средства без применения ККТ следует только в случае поступлений целевых взносов на ведение уставной деятельности, что не признается реализацией, а также при получении средств, подлежащих дальнейшей передаче субподрядчикам. Во всех иных случаях, когда ТСЖ принимает оплату за услуги (работы), оказываемые (выполняемые) ТСЖ самостоятельно, следует использовать безналичные расчеты (например, перечисления через Сберегательный банк РФ или вносить наличные денежные средства непосредственно на расчетный счет ТСЖ).

Притчина Екатерина,
Чернобровкина Светлана,
эксперты Юридического Бюро "БИЗНЕС и ЗАКОН"

("БИЗНЕС-АДВОКАТ" №№ 13 (205), 14 (206), июль 2005 г.)