« назад

"Практика ликвидации юридических лиц: применяемые способы и избежание негативных последствий" 18.09.2002 – Баранов В.В.

Доклад на семинаре в рамках Второй московской специализированной выставки "Бухгалтерский учет, аудит и юридические услуги в сфере малого предпринимательства"

Уважаемые господа!

Разрешите представиться - меня зовут Баранов Владимир Викторович, и я являюсь директором юридического бюро "БИЗНЕС и ЗАКОН".
Тема нашего семинара, как Вы уже знаете, - это "Практика ликвидации юридических лиц: применяемые способы и избежание негативных последствий".

С учетом того, что с 01 июля 2002 г. вступил в действие Федеральный закон "О регистрации юридических лиц", который несколько изменил порядок взаимоотношений ликвидируемого юридического лица с государственными органами, я предлагаю следующий план проведения нашего семинара.

В первой части я вкратце остановлюсь на теории и практике ликвидации юридических лиц.
Во второй части мы рассмотрим те изменения, которые внесли в процедуру ликвидации нормы нового Закона о регистрации.
В третьей части я постараюсь ответить на Ваши вопросы по теме нашего семинара.

Я думаю, что у Вас есть вопросы для предметной дискуссии.

Вам роздан наглядный материал. Прошу Вас открыть папки.

На первом листе указаны виды услуг, оказываемые нашим бюро, а на обороте предложение по налоговому планированию посредством Потребительского общества взаимного страхования. То есть лист, не имеющий прямого отношения к нашему семинару.

Далее идут все известные способы ликвидации на сегодняшний момент, которые оформлены в виде разработанной нами таблицы.
В таблице Вы можете найти название того или иного способа, краткое описание совершаемых действий и достигаемого результата, продолжительность оказываемых услуг, риски, которые придется Вам нести в случае выбора того или иного способа ликвидации, сравнительные преимущества и наши замечания.

Также Вашему вниманию представлена моя статья "Ликвидация или головная боль", опубликованная в еженедельнике "БИЗНЕС-АДВОКАТ", журналах "Коллегия" и "ДИРЕКТОР-инфо", которая дополнительно освещает проблемы ликвидации юридических лиц и предупреждает о недобросовестных услугах, которые предлагаются на этом рынке.


Я не хочу повторять то, что написано в этих материалах, надеюсь, Вы внимательно их прочтете и получите необходимую и полезную информацию, за исключением следующих цифр:

По данным УМНС г. Москвы более 70% местных юридических лиц не платят налоги и сборы в бюджет.
На начало 2001 г. в городе было зарегистрировано 738 тысяч предприятий и организаций. Из них 477 тысяч вообще не сдают отчетность в налоговые органы, а более 49 тысяч представляют "нулевые" балансы.


Если учесть, что в некоторых налоговых инспекциях месячное количество регистрируемых юридических лиц достигает 400, то нетрудно себе представить, как изменились приведенные мною цифры в сторону увеличения на сегодняшний день.
Таким образом, проблема ликвидации стоит достаточно остро не только для предпринимателей, но и для самого государства, реестр юридических лиц которого неимоверно раздут недействующими организациями.

Что же такое ликвидация юридического лица, каков его порядок и процедура?

Надо сказать, что действующее законодательство очень скупо дает ответ на данный вопрос.
Даже в основополагающем законе - Гражданском Кодексе Российской Федерации - лишь девять статей, так или иначе, посвящены ликвидации юридических лиц.

Нормы специальных законов, регламентирующих определенные организационно-правовые формы юридических лиц, по большей части являются бланкетными и отсылают к нормам Гражданского Кодекса.
Исключение составляет ликвидация юридического лица, которое не в состоянии погасить имеющиеся долги перед кредиторами за счет собственного имущества.

Такая ликвидация осуществляется через процедуру банкротства и довольно подробно отражена в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)".

Ликвидация может быть добровольная - по решению собственников, или принудительная - по решению суда.
В любом случае должна быть создана Ликвидационная комиссия во главе с Председателем.
С момента назначения Ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия исполнительного органа ликвидируемого юридического лица.

О ликвидации публикуется объявление, письменно уведомляются все выявленные кредиторы и государственные органы - ИМНС, Внебюджетные фонды и т.д.

Нельзя забывать и об уведомлении Банка, обслуживающего юридическое лицо.
Например, если налоговые органы выставят на расчетный счет инкассовое поручение о списании недоимки, то Банк, не извещенный о ликвидации, спишет эти денежные средства, хотя требования налоговых органов должны удовлетворяться лишь в четвертую очередь.

Кредиторы имеют право предъявить свои требования в течение двух месяцев с момента получения письменного уведомления или даты публикации.

Таким образом, прошу обратить на это внимание, ликвидация юридического лица не может быть менее двух месяцев со дня принятия решения о ликвидации.

Что касается максимально возможного срока ликвидации, то действующее законодательство, в том числе Закон о регистрации юридических лиц, никак не ограничивает этот срок.

В обязанности Ликвидационной комиссии входит и совершение всех необходимых действий по взысканию дебиторской задолженности.
По окончании срока предъявления требований кредиторов Ликвидационная комиссия составляет Промежуточный ликвидационный баланс, в котором отражаются сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных требований кредиторов и результатах их рассмотрения.

Хочу отметить два, на мой взгляд, важных момента, связанных с подготовкой балансов в период ликвидации.
Во-первых, Гражданский Кодекс не предусматривает какие- либо еще документы бухгалтерской отчетности, за исключением Промежуточного и Ликвидационного балансов.

На практике нередко встречается то, что налоговые органы требуют предоставления текущей квартальной бухгалтерской отчетности, и, более того, накладывают штрафы за ее непредоставление. Эти требования незаконны.
Во-вторых, никакими нормативными документами не разработана форма Промежуточного и Ликвидационного балансов.
В своей практике мы используем форму, разработанную нами самостоятельно, которую Вы можете найти на нашем веб-сайте в разделе "Наша практика" или специалисты на нашем стенде предоставят Вам такую возможность.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается собственниками ликвидируемого юридического и после этого производится удовлетворение требований кредиторов в порядке очередности.

Затем составляется Ликвидационный баланс, который также утверждается собственниками и оставшееся имущество передается им.
Хочу особо отметить, что ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование лишь после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Я не останавливался на вопросе, когда имущества юридического лица не хватает для погашения требований кредиторов, в этом случае Ликвидационная комиссия обязана обратиться в Арбитражный суд с Заявлением о признании юридического лица банкротом.
Мы ограничены рамками времени нашего семинара, а тема банкротства слишком многогранна.

Об этом Вы также сможете получить необходимую информацию на нашем веб-сайте или у специалистов на стенде.
Вы видите насколько более трудоемкий процесс при ликвидации юридического лица, нежели при его создании.

Однако, используя дыры в нашем законодательстве о ликвидации, не имея возможность в силу умысла или некомпетентности оценить риск негативных последствий для Клиента, на рынке юридических услуг как грибы после дождя появились и появляются фирмы, предлагающие быстро решить вопрос с этой проблемой.

Во многих случаях, специалисты этих фирм не имеют даже начального высшего юридического образования.
И вот эти "юристы-бывшие таксисты" предлагают так называемые альтернативные способы ликвидации. Ассортимент этих услуг стандартный и не отличается разнообразием.

Вам предложат заменить Генерального директора, принять по описи все документы, сменить собственников юридического лица, а иногда, и это у "таксистов" высший пилотаж, предложат реорганизовать ваше юридическое лицо в виде слияния на регион.
Что касается последствий, Вы можете получить целый букет "болезней" по диагнозу "уголовная ответственность".
Это и уклонение от уплаты налогов (199 УК РФ), и злостный не возврат кредиторской задолженности (177 УК РФ), и создание неплатежеспособности (195 УК РФ), и мошенничество (159 УК РФ), и преднамеренное банкротство (196 УК РФ) и т.д. и т.п.
Не хочу сгущать краски и рисовать все в черных тонах, такие последствия возможны лишь при наличии состава преступления, в том числе прямого умысла, который должен быть доказан.

Но зачем провоцировать "как красной тряпкой быка" правоохранительные органы подобными действиями, создавая за свои же деньги самому себе проблемы?

Есть и другая крайность. Приведу пример из своей практики. До создания фирмы "БИЗНЕС и ЗАКОН" я работал в должности заместителя Генерального директора одной очень известной юридической фирмы, занимающейся проблемами ликвидации юридических лиц. Я не буду ее называть, но кто является читателем журнала "ДЕНЬГИ" постоянно видит рекламу этой фирмы на страницах уважаемого издания. Возвращаясь к сказанному, я один из всех сотрудников, повторяю - один, имел Высшее юридическое образование. Собственник этой фирмы постоянно инструктировал нас как вести себя с Клиентами, для того, чтобы получить как можно больше денег. Для этого необходимо было напугать Клиента, рассказать ему о самых страшных последствия лишь с одной целью, чтобы тот заказал более дорогую услугу, нежели требовалась в его случае. Любимой ассоциацией нашего руководителя по отношению к Клиентам была рыба, которая заглотила крючок, и стоит лишь потянуть за леску.

И рыба ловилась. Я помню, что месячный оборот порой достигал 40 000 долларов.

О качестве услуг говорить не приходилось - за два года работы никто и никогда в этой фирме в глаза не видел Свидетельства о ликвидации юридического лица.

Вообще, что касается оборота "ликвидаторов" в г. Москве, то по оценкам журнала "Деньги" он составляет около 5 млн. долларов в год.
Какие же вопросы волнуют предпринимателя, когда он решает ликвидировать юридическое лицо?
Чаще всего - это нежелание проходить выездную налоговую проверку, когда фирма проработала уже несколько лет и пришла пора её "утилизировать".

На втором месте стоит причина наличия задолженности перед бюджетом.

Реже встречается желание уйти от реальных кредиторов.

Практически всегда стоит вопрос о выводе "активов" из ликвидируемой организации на вновь создаваемую.

Спрос рождает предложение, пусть и в таких гипертрофированных формах.

Я далек от того, чтобы давать моральную оценку посылам, которые движут предпринимателями при ликвидации своих фирм, тем более, как практик, я знаю, что мы все заложники фискального аппетита государства и в глазах этого самого государства потенциальные нарушители.

Но, согласитесь, что вышеназванные причины ликвидации требуют более серьезной юридической проработки и оформления, нежели переписать фирму на бомжа и поставить номинального директора.

Мне трудно судить о количестве случаев негативных последствий, к которым привела псевдо-ликвидация.

Во-первых, потому что у моих Клиентов, как бы сложно не развивались события, никогда таких последствий не возникало.

Во-вторых, когда такие последствия возникают, их решают непосредственно с правоохранительными органами и не афишируют.
Могу лишь сказать о том, когда Клиенты обращаются с уже возникшей проблемой в результате альтернативной ликвидации. Таких случаев немного и их можно пересчитать по пальцам.

Официальная статистика такова, что, например в 1999 г. по статье 199 УК РФ -уклонение от уплаты налогов - было возбуждено около 1 000 уголовных дел, из них 20 % дел возбуждено по "альтернативным" способам ликвидации. В суды передано 193 дела, где 40 дел - в отношении лиц, воспользовавшимися услугами "псевдо-ликвидаторов", однако из 5 осужденных нет ни одного, кто воспользовался данными услугами.

По данным опроса посетителей поискового сайта "Апорт", в котором приняли участие 444 человека из 16 % тех, кто пользовался услугами по ликвидации юридических лиц, лишь 2, 7 % имели потом проблемы с налоговыми органами.

Как видите процент людей, у которых возникают проблемы, сравнительно мал.

Однако, где гарантии, что именно Вы не окажитесь среди этих 2, 7 %?

Цель деятельности нашей фирмы, в том числе и сегодняшнего семинара, это привести рынок юридических услуг по ликвидации в цивилизованное русло отношений с Клиентами, когда последним предоставляется полная и объективная информация о рисках и последствиях, о возможных способах, а сам Клиент уже выбирает, что необходимо делать.
Конечно, такой подход требует отличного знания теории законодательства и опыт его практического применения, но чем меньше останется непрофессионалов в области оказания юридических услуг, тем легче станет всем. Ну, а таксисты будут заниматься своим делом.

Как я уже сказал, с 01 июля 2002 г. вступил в силу Федеральный закон "О регистрации юридических лиц", который ввел понятие "государственной регистрации ликвидации юридического лица".

Какие же новшества были введены данным Законом?

Во-первых, все регистрационные действия, в том числе в процессе ликвидации, переданы теперь ИМНС, Московская регистрационная палата осуществляет лишь регистрацию индивидуальных предпринимателей и ведет реестр печатей.
Во-вторых, о составе Ликвидационной комиссии и составлении Ликвидационного баланса ИМНС лишь уведомляется, в отличие от ранее действовавшего порядка согласования.

В-третьих, для государственной регистрации ликвидации в ИМНС предоставляются лишь следующие документы:
- Заявление о ликвидации, в котором сам Заявитель подтверждает, что соблюден установленный порядок и вопросы ликвидации согласованы со всеми регистрирующими органами;
- Ликвидационный баланс;
- Документ об уплате государственной пошлины.

Обращаю внимание на то, что регистрация ликвидации должна быть осуществлена ИМНС не позднее 5 дней с момента предоставления документов, а основания отказа в такой регистрации могут быть лишь 2:
- неполный комплект документов;
- подача Заявления в ненадлежащий регистрирующий орган.
В обязанности налоговых органов, осуществляющих регистрацию ликвидации, не вменена обязанность тотальной проверки или правовой экспертизы представленных документов.
Ответственность руководителя за ложные сведения в представленных на ликвидацию документах, если это не содержит состава преступления, ограничиваются в силу ст. 14.25 нового КоАП штрафом в 50 М.Р.О.Т. или дисквалификацией до трех лет.
Уголовная ответсвенность возможна в силу ст. 171 УК РФ, если в результате такой ликвидации, будет причинен ущерб гражданам, организациям или государству.
Выводы делайте сами - насколько упростилась процедура ликвидации.
Однако лишь практика сможет показать как будут решаться и согласовываться вопросы выездной налоговой проверки в связи с ликвидацией, снятия с учета во Внебюджетных фондах, что также нередко влечет проверку об уплате сборов, ответственности руководителя с вопросами необходимости осуществить регистрацию ликвидации на основании поданного Заявления.
К сожалению, в настоящий момент у нас нет подобной практики, так как с момента вступления Закона о регистрации прошло немного более двух месяцев.
Как только будут реальные примеры, мы обязательно познакомим Вас с ними на нашем веб-сайте.

Еще один важный момент в связи с принятием Закона о регистрации.
Не секрет, что целью этого Закона помимо облегчения участи предпринимателей и создания принципа "одного окна", который, кстати, до сегодняшнего момента не действует, является "чистка" государственного реестра от фактически не действующих юридических лиц.
В соответствии с п. 3 ст. 27 Закона о регистрации уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до 01.07.02, обязано до 01.01.03 представить в ИМНС сведения о себе и получить Свидетельство о регистрации нового образца.
Невыполнение указанного требования является основанием принятия судом решения о ликвидации такого юридического лица на основании заявления ИМНС.

Однако в настоящий момент без появления в ГК РФ процедуры упрощенной ликвидации исполнить данное требование Закона о регистрации в отношении ликвидации сотен тысяч юридических лиц невозможно по вполне понятным юридико-техническим причинам.
Есть все основания полагать, что необходимые изменения в законодательство будут внесены в 2003 году.
Таким образом, для ликвидации юридического лица не потребуется каких-либо затрат и активных действий.
Подумайте об этом, прежде чем обратиться к "ликвидаторам" за сомнительными услугами.
Вы знаете, после принятия Закона о регистрации таксисты опять не дремлют и их изощренный ум в кавычках придумывает уже новые способы ликвидации.

Буквально на днях нам позвонила девушка из некой питерской юридической фирмы и предложила следующий способ ликвидации.
Они вычитали в постановлении Правительства, принятого в развитие Федерального закона о регистрации юридических лиц следующее.
Если реорганизовать фирму в форме преобразования, например, из ООО в ЗАО, и юридическое лицо, созданное в результате преобразования будет иметь местонахождения - "юридический адрес" - не в Москве, а в том же Питере, то налоговые органы в Москве обязаны будут передать документы в Питер, где и будет происходить регистрация такого юридического лица.
Соответственно, все проблемы по Москве будут сняты.
Как Вам такой способ?

Милая девушка забыла о многих вещах, умышленно или из-за некомпетентности - мне трудно судить.
Как юрист, знаю лишь то, какие проблемы могут возникнуть у Клиента, если он воспользуется этим способом.
Названное постановление Правительства - это постановление № 440 от 19 июня 2002 г., которое регламентирует порядок взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации.
Никаких особых новшеств это постановление не внесло.

По сути, предлагаемый способ представляет собой не что иное, как смену местонахождения юридического лица в иной регион, что ранее нередко приводило к выездным налоговым проверкам.

Предложенный способ усугубляется и тем, что происходит реорганизация, что в свою очередь дает право налоговым органам в соответствие с Налоговым кодексом проводить внеплановую или повторную выездную налоговую проверку.
Я уже не говорю о том, что собственники юридического лица остаются прежними.

Так что будьте внимательны к предлагаемым Вам "новым" способам ликвидации.

Задача сегодняшнего семинара не дать Вам панацею от всех возможных бед при ликвидации. Однако, если у Вас есть объективная и полная информация, Вы уже будете вооружены при встрече с недобросовестными юристами и сможете им задать вопросы по существу.
Тем не менее, дам Вам один, на мой взгляд, полезный совет.

Если Вы все-таки решили воспользоваться "альтернативным" способом ликвидации не просите этих юристов познакомить Вас с будущим директором или собственниками, а также принять все документы по описи вышеуказанными лицами.

Сделайте проще - заключите с данной юридической фирмой договор о ликвидации, передайте именно ей формально все документы по акту приема-передачи и пусть эта фирма ликвидирует Вашу организацию, какими хочет способами. Если юристы утверждают, что никаких негативных последствий не возникнет, что же тогда им может помешать принять на себя груз ответственности? А вот если они не уверены, то такой договор они с Вами вряд ли заключат, так как понимают, что появись проблемы - они и выступят организаторами.
Разрешите мне закончить теоретическую часть нашего семинара и перейти к вопросам.