« назад

«Игровые автоматы и стимулирующая лотерея: казнить или миловать?» 10.04.2009

Уважаемый Владимир Викторович!

По договоренности с Вами помощь нужна по следующим вопросам: в соответствии с постановлением правительства Республики Башкортостан от 14.10.2008 года № 349 нам необходимо организовать работу по выявлению и прекращению деятельности по проведению азартных игр с использованием игровых автоматов.

На территории РБ действует закон о запрете игровых автоматов с 01.01.2008 года, но, несмотря на это, начали открываться клубы, которые прикрываются деятельностью по реализации лотереи и проведению стимулирующих лотерей с использованием игровых автоматов. Нас интересуют возможности, по которым наши федеральные, исполнительные органы, соблюдая законность, могли бы прекратить эту деятельность.

В частности, на сегодняшний день, при проведении проверки не были представлены документы, кроме доверенности на частное лицо от оператора лотереи, зарегистрированного в г. Уфе, и разрешение ФНС на организатора в г. Москве на проведение всероссийской негосударственной бестиражной лотереи.

Нас интересуют следующие вопросы: какие документы необходимы для осуществления деятельности по распространению бестиражной лотереи и проведению стимулирующей лотереи. Какие документы могут затребовать исполнительные органы. При осуществлении подобной деятельности должен ли быть заключен договор между организатором лотереи в г. Москва и оператором лотереи в г. Уфа, с указанием конкретного адреса, где проводится розыгрыш.

Как они объясняют: игра на игровом автомате – это стимулирующая лотерея. Кто должен иметь разрешение на проведение стимулирующей лотереи и имеют ли право использовать игровые автоматы, если они запрещены на территории РБ. Какие могут быть штрафные или иные санкции и кто имеет право их определять. Необходимы все возможные правовые решения для прекращения подобной деятельности на территории нашего территориального округа.

ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВКА

по контролю, приостановлению, запрету и отзыву действия всероссийской стимулирующей лотереи с использованием игровых автоматов в качестве лотерейного оборудования

1. Для проведения всероссийской стимулирующей лотереи (далее в том числе – лотерея) организатору лотереи необходимо получить право на её проведение, которое возникает в том случае, если за 20 дней до начала проведения всероссийской стимулирующей лотереи организатор представил или направил в ФНС России (далее в том числе – ФНС) Уведомление с Условиями проведения лотереи и иными приложениями (п. 1 ст. 7 Закона о лотереях).

По результатам рассмотрения Уведомления и Условий ФНС в течение 15 дней с момента получения Уведомления имеет право запретить проведение лотереи по основаниям согласно исключительному перечню, предусмотренному в Законе о лотереях:

- представление неполного комплекта документов, необходимых в соответствии с Законом о лотереях;
- несоответствие представленных документов требованиям Закона о лотереях;
- представление недостоверных сведений;
- наличие у организатора лотереи задолженности по уплате налогов и сборов.

Если оснований для запрета нет, то ФНС вносит соответствующую запись в реестр всероссийских стимулирующих лотерей.

По дополнительному запросу организатора в ФНС ему может быть предоставлена выписка из всероссийского реестра стимулирующих лотерей.

Таким образом, законодатель предусмотрел уведомительный порядок получения права на проведение всероссийской стимулирующей лотереи.

2. Вопрос в отношении использования бывших игровых автоматов в качестве лотерейного оборудования для проведения всероссийских стимулирующих лотерей уже являлся предметом рассмотрения государственными исполнительными органами федерального уровня, которые высказали свою официальную точку зрения.

2.1. ФНС России в Письме от 12.03.2008 г. № ШТ-15-2/270 «О требованиях, предъявляемых к лотерейному оборудованию» высказал официальную позицию о том, что организатор не обязан представлять в ФНС описание, технические характеристики лотерейного оборудования, эксплуатационные документы, в которых указываются контрольные суммы используемого программного обеспечения, а также документы, подтверждающие выполнение требований по контролю отсутствия недекларированных возможностей в программном обеспечении.

Исходя из того, что Закон о лотереях не предъявляет никаких требований к лотерейному оборудованию, ФНС лишь поддержала обращение о необходимости определения в законодательстве требований к лотерейному оборудованию.

Тем не менее, не имея возможности контролировать лотерейное оборудование, ФНС в настоящий момент запрещает проведение лотерей, в которых используется игровое оборудование при розыгрыше призового фонда, по любым формальным основаниям на стадии подачи Уведомления о проведении лотереи и её регистрации.

2.1. Минфин РФ в своем Письме от 07.04.2008 г. № 05-03-08/19 указал, что, по его мнению, ФНС не уполномочено определять требования к параметрам и характеристикам лотерейного оборудования, а введение особого порядка контроля за проведением всероссийских стимулирующих лотерей, которые проводятся с использованием модифицированного игрового оборудования, возможно лишь после внесение соответствующих изменений в законодательство.

Таким образом, для проведения всероссийской стимулирующей лотереи с использованием игрового оборудования в целях стимулирования продаж билетов бестиражной лотереи, по мнению федеральных исполнительных органов, нет действенных запретов в законодательстве и отсутствуют полномочия контролирующих органов запрещать проведение подобных лотерей.

Полную Юридическую справку можно получить в рамках индивидуального практического семинара-консультации для представителей игорного бизнеса "Все, что Вы хотели бы знать по использованию стимулирующих лотерей в свете предстоящего запрета по организации и проведению азартных игр".